Как обычно шаббат катедра прощелкала, валяясь на солнышке после дождей, но лучше поздно, чем никогда. Такшо шалом шаббат, юдобендеры. Фиш унд бир – мы за мир.
История сегодня будет грустная. Вернее, о грустном – сама-то история вполне нейтральная и ноучная. Хотя большинство на эту историческую грусть уже положило болт, но болт надо время от времени приподнимать с крышки сундучка Пандоры и смотреть – не лезет ли грустная история к нам в сьогодення, потому что не каждую историю стоит оживлять на свою голову.
Вообще, в массовом сознании пересичного пипла традиционно совмещается три стороны восприятия истории: историческое знание, понимание и представление. Прежде, чем разворачивать баю, я поясню разницу.
Но с фараонами проще, потому что очную ставку с ними устроить невозможно. Поэтому все ориентируются на архетипы, созданные кинематографом и дополненные археологией. А вот современная инквизиция, в виде малозаметных чиновников Конгрегации доктрины веры, тихо копошащихся в ветхих бумагах, слабо ассоциируется с бешеными монфорами и торквемадами, когда-то лихо отжигавшими на европейских площадях при стечении народа.
То же касается и современной православной церкви. Вот мы до нее и добрались, аминь.
***
РПЦ МП, а если говорить точнее – Ортодоксальная церковь московского извода – один из реликтов среди христианских конфессий – не потому что старая, а потому что странная. Выпасть из исторического хода ей удалось в результате симбиоза с государством, начавшегося тогда, когда в остальных странах успешно происходили секуляризационные процессы. Что, в принципе, вполне соответствует всей московской истории, движущейся в арьергарде мировой цивилизации с отставанием на триста-пятьсот лет. Государство, как в Европе, ее от себя не гнало – ну и она не сильно выебывалась, в отличие от буйных и самостоятельных римских пап, то отлучавших от Церкви императоров, то устраивавших движуху разных гвельфов с гибеллинами.
За относительно короткое время – всего триста лет (а для церкви это не срок), бидолашные московитские попы попали из мокшанского языческого болота в суровые ордынские лапы, и времени на римские глупости у них не было.
Надо сказать, что историческая благолепная мишура в диапазоне от «Москва – златые купола» (с) до «деревянные церкви Руси, перекошены древние стены» (с) – поздняя сказка. Относящаяся как раз к «представлению», о котором я писал выше. В сказке и князья ездят советоваться к немытым схимникам, и юродивые дают советы царю, и всякие пересветы с ослябями битвы решают спасают, и прочий китеж-град, изрядно веселящий людей, которые имеют хотя бы приблизительное представление о том, как работает государство.
Практичные князья бездельников не терпели, и сразу пристроили схимников к делу – одним повышать престиж удела, другим – идеологически работать с населением, заменяя газету «Правда», третьим же – вести учет и перепись тягловых. И это была самая важная работа, которая пригодилась даже ордынцам. Надо же кому-то собирать статистическую базу для фискальных служб – а где ее взять, если не из приходских книг?
Поэтому, когда Московский улус обособился от Золотой орды, церковники остались на своем месте, потому что без чернильницы скипетр работал с перебоями. Однако, государство, будучи заинтересованным в услугах церковников, стало их работодаталем – и без скипетра чернильница тоже быстро пересыхала.
Уже первые Романовы провели реформу, подгоняя частно-кооперативные услуги попов московского извода под стройную структуру казенного министерства. Недовольные свалили в скиты и на каторги, держа в правой руке двоеперстие, а в левой кукиш, а понятливые получили унтер-офицерские должности со всеми привилегиями и обязанностями. Петр создал Синод, и на этом частично аффилированный с государством поповский бизнес окончательно превратился в нормальное государственное предприятие с контрольным пакетом у державы, а московские попы из держателей корпоративных торговых сетей – в казенный топ-менеджмент.
***
Как я уже говорил, правильное понимание исторической давныны складывается с трудом, если перед глазами есть свежий пример. Так, например, арабский шейх сейчас больше ассоциируется с роллс-ройсом, чем с верблюдом. Поэтому современному человеку, наблюдающему церковно-попический труд и быт, трудно понять – чем именно являлась для народа московская церковь до секуляризации, проведенной большевиками.
Вместо ведения учета населения и фиксирования гражданского состояния по факту, она занялась выдачей лицензий на изменение этого состояние – разрешений на браки, разводы, рождение и смерть, выписыванием характеристик и слежкой за моралью и постелью населения.
А если кто читал Кодекс законов о браке и семье – тот знает, что в этой книжке нет ни слова о любви, зато много страниц о слиянии и разделе имущества. Таким образом, контролируя акты гражданского состояния, церковь получила доступ к семейному кошельку граждан, независимо от их вероисповедания. Лишая невенчанных супругов права на завещание друг другу, наследование имущества их детьми, гражданского статуса и всего прочего, что заботливо описывает Кодекс о браке. Представьте себе, что ЗАГС не просто выдает свидетельство о браке, но еще и решает – можете ли вы пожениться.
Доходило до того, что городовой по доносу епархии мог ввалиться в семейный дом, и на основании отсутствия документов о венчании упечь гражданских супругов в кутузку – за блуд и непристойное поведение. В разные камеры, естественно – потому что без справки от попа мужа с женой не селили даже в одном номере гостиницы.
Особенно охуевали от этого всякие атеисты и гностики. Насколько известно, власть церкви распространяется только на ее прихожан (если тебя чорт не занес в Иран, конечно), а максимальное наказание – отлучение, что никак не пугает атеиста, или там кришнаита. Налоги государству выплачены – будь здоров, спи спокойно, все остальное – твое частное дело в рамках Уголовного кодекса. Еще раз представьте себе, что вы студент на платном отделении, вас выгоняют за пропуски с последего курса, и вдогонку назначают огромный денежный штраф и требование отработать на кафедре уборщицей. На вопрос – какого хуя весь этот цырк за ваши деньги? – вам объясняют что-то типа «за вред, причиненный науке», а суд поддерживает этот бред.
Собственно, тогда московский извод ортодоксальное церкви и примерил на себя рога Зверя из их же собственной книжки – без начертания которого нельзя было «ни покупать, ни продавать» – Откровение, 13:16
Ну вот вам примерное «представление» о РПЦ, если «понимание» еще не достигнуто.
***
В списке на классовую ликвидацию, составленном большевиками – «буржуи, помещики, попы» – служители культа выглядят как-то инородно. Ну, допустим, понятно с буржуями и помещиками, угнетателями пролетариата и крестьянства. Но батюшка-то чем завадил краснопузым? Церковь – дело добровольное. Однако, попов народишко резал весело и с азартом, не дожидаясь иногда даже визита комиссара из уезда.
Безусловно, свою роль сыграло богатство церкви, часто не столько реальное, сколько приумноженное слухами (что в период грабежа награбленного принципиальной разницы не представляет). Но и контроль над актами гражданского состояния по державной лицензии заебал людей по самое немогу – особенно в городах, где перемешались люди различных мировоззрений, национальностей и верований, крепко придавленные за гордо административными возможностями московитской церкви. Сказано же ясно: Богу – богово, а кесарю – кесарево. За свое – пусть бог решает, а за кесарево придется ответить.
Так что на большевиков лишака вешать тоже не надо. Они просто лишили цыркачей державной неприкосновенности, отобрали власть данную Зверем, вытерли руки о кумач и сказали: «теперь можно». После чего большинство попов разорвала вместе с рясами собственная паства, а оставшиеся несколько позже поехали валить лес в исконную Мордовию – чисто в силу социальной непригодности. Уж поверьте, за двадцать-то лет можно было освоить хоть какую-то профессию, кроме махания кадилом и дать внятный ответ председателю комиссии: «на какие средства живете, гражданин?»
Вот так и закончился поход московской церкви в светскую власть. Которая как любовь – сладка, пока крепка, и горька, когда стара.
***
Уже многие осознают роль РПЦ МП и ее дочернего филиала УПЦ МП в жизни нашей страны. Однако, укрывательство боевиков и оружия, функции финансового хаба для террористов, провокатора и вражеского пропагандиста, по сути – тактика для московитской церкви. Стратегия же заключается в восстановлении ортодоксов московского извода в статусе государственного института. Министерства, контролирующего частную жизнь граждан и их возможности распоряжаться собственным имуществом и судьбой.
Ничего другого они не хотят, и не умеют. Поэтому их манят не столько 2/3 доходов, получаемых РПЦ из Украины, сколько восстановление клерикально-самодержавной империи. Впрочем, они согласны и на несменяемого президента, передающего власть вместо наследника – преемнику. Лишь бы вернули печать, кабинет и ключи от сейфа.
Хотите получать разрешение на брак и развод, обучение и профессию, выезд за границу и право распоряжения имуществом в ближайшей епархии? А принудительную смену вероисповедания при устройстве на госслужбу? А обязательную характеристику от священника? А промывку мозгов вашим детям в школе уже в обязательном порядке, а не факультативно?
Нет?
Ну, раз вы знаете, чего не хотите – значит то, чего вы хотите, для вас прояснится само.
***
Веселья вашей мишпухе и мирного неба над схроном, панство-жыдобендерство.