Чувствую шо без авторпати опять не обойтись. Потому шо некоторые кадеты завели себе моду ходить на кафедру как в клаб, класть ноги на парты, курить кальяны с шампаньолой в задних рядах и в тихий голос бурчать оттуда, шо кафедра «уже не торт».
Пока я нарезаю и вымачиваю лозины для сильно умных бурсаков, напомню, шо кафедра и сразу была «не торт», а лук. Причем горький, как в меню честно было написано. И если кое-кто тут за полгода навчання наблатыкался на пальцах, так чоботы ему на шею, посох в руки и дорога битым шляхом в люди, мир ждет очередного Сковороды, а мы следующим семестром займемся – как раз скоро будет ровно семестр нашей многотрудной и клятой роботы.
И это я в исключительно хорошем смысле говорю, между прочим, а не пытаюсь обидеть, или там не дай боже, переубедить.
Теперь конкретно авторпати по переименованиям в аспекте борьбы с тоталитарными символами.
Переименования подобного рода касаются не только вашей личной собаки, где вы сами решаете – как ее кликать, а она тоже вполне сама при этом решает – отзываться на ваше невнятное «бубубу», или лучше демонстративно тупить, весело прыгать, мотылять на все стороны хвостом и приходить исключительно на запах колбасы.
Переименования улиц и городов касаются коллективной собственности, памяти и уклада жизни, где даже если принять решение демократическим путем, по воле большинства, то часть населения неизбежно отправляется в лузеры, чьим мнением подтерлись. А они таки живые люди, и завтра, вместе с вашей улицей бывших Коммунаров, по решению миськрады не исчезнут. Надо это понимать и учитывать.
Переименования всегда связаны с дискуссией, диссоциацией и диссипацией, и из этих трех «дис-», шо в давньогрецьком обозначает «отделение» и «затруднение», ни один не обозначает объединения и согласия. Любой рэпер вам скажет, шо «дис» – это не очень хорошо, йоу, бро! После «диса» часто идет «биф».
Единственный «дис», который нам нужен сегодня и сейчас – это «дисцыплина». То есть, отделение панической квохчущей и мечущейся по углам внутреннего душевного курятника «цыплины» от нашего человеческого здравого рассудка. А вот остальные «дисы» могут подождать своего времени. Потому шо в нашей ситуации надо искать мотивы объединения, а не разделения.
Вот скажите мне, браття-панове, когда ордынские танки заправляются в паре сотен километров от Днепра – нам нужен еще один «дис» в своей семье? Не о чем поспорить больше? Не, я не сторонник кацапского подхода, шо: “не надо дороги строить, пока алкоголизм не победим”, но вот это, оно нам прямо сейчас нужно?
Кто-то реально думает, что бойцов-патриотов Украины из Днепропетровска дополнительно мотивирует переименование их родного города с сегодня на завтра? Ну, тогда надо, как минимум, их самих спросить.
***
Все переименования, касающиеся общей исторической собственности, происходят в спокойной обстановке, взвешенно и помиркованно, в поиске компромисса и даже компенсации пострадавшим (да-да, блять, компенсации, а хуле вы думали?) Общественная дискуссия, как операция на сердце, проводится в тишине, сосредоточенности и стерильности. Медсестры в чистейших халатах подают хирургу сверкающие никелированые дрели и рубанки, анестезиолог чутко прислушивается к пиканью непонятных приборов, юрист потными ладонями сжимает портфель с заверенными во всех инстанциях пожеланиями больного.
А не с гиканьем, свистом, и с носами в депутатском порошке.
Переименования общей памяти дело интимное, личное и медленное. Вот, представьте – приезжает депутат агитировать за переименование Кировограда.
– А ты сам-то с какого города, куме? – спрашивают его из толпы.
– Я сам з славетного міста Хмельницького! – гордо гукает депутат, делает из пальцев тризуб и повертается усами в профиль, напоминая публике о Жовтих Водах, Пилявцах и Корсуни.
– Это шо имени того гетьмана, который нас кацапам под царя передал, а после себя дурного свого сына посадил, шоб всю Украину вместо Суботова на семью переписать? – спрашивает тот же голос из толпы. – И ты нас оттуда переименовывать приехал, да правде учить, куме?
Вы хотите диса или бифа на этом месте?
Я лично лично не хочу ни того, ни другого. И если кто-то хочет еще пару лет пожить в Днепропетровске, Кировограде или Днепродждж… тьху ты, Днепрозджерджнинске (Гжежог, помогай вже выговорить этот повят!), и цена этому компромиссу общественное согласие – то нехай уже поживет.
Города живут веками, и не надо в резкой законодавской лихорадке рожать топонимического урода уже на следующий день после принудительного секса. По-большевистски. Это, конечно, не дело – жить на улице Примакова или в городе Днепродждж… дздж… Гжегож, где же ты?
Но пример днепропетровчан показателен – в большинстве они и понятия не имели, что живут в городе какого-то “коммуняки Петровского”, да и дальше бы не знали еще сто лет – если бы им про это не рассказали. Во какая победа над большевизмом!
***
Далее. Если вы думаете что хотя бы тен персент от числа законодавцев отличает партийную символику и топонимику эпохи СССР от советской, профсоюзной, научной или творческой, то вы им льстите даже сильнее, чем на избирательном участке. Не ждите от них ума и помиркованности. Там без разницы – шо Кудыка, шо Докука, абы берендей по паспорту.
Критерием «тоталитарности» для большинства исторических персонажей при массовом переименовании часто служит только одно – если человек помер во время СССР и имел награды, то он тоталитарный символ и камуняга. Вот этой законодавческой холеры надо опасаться.
Бо таким образом, под «коммуняк» попадет и наш Патон – гордость Украины, Киева и всего мира. А шо, он же советский деятель, глупо спорить. И Ковпак, да, тоже принимал посетителей в Раде. И Амосов. Он не был депутатом ВС СССР? Был. Значит хто? – правильно, камуняга.
А чисто технически, Раиса Окипная и Таисия Повалий – они же обе «радянськие спивачки». Только одна «радянськая» потому что во время войны сражалась с фашистскими оккупантами в Радянськом Союзе и погибла за Родину, а вторая «радянськая» – потому что она депутат Верховной Рады, второй номер в списке Партии Регионов. Почему у радянськой Окипной улица имени ее есть, а у радянськой Повалий нет? При том шо вторая спивачка награждена и обласкана государством куда гуще первой.
Я, конечно, утрирую. В отдельных местах. Но есть шанс, шо даже мои преувеличения покажутся серой обыденностью на фоне порошкового энтузиазма законодавства. Никогда добра из этого не получалось, а получалось только свары. Имейте в виду: подраться на ровном месте из-за шеляга на майдане – наш национальный обычай. Надо его изживать.
Так шо аккуратно обнюхивайте все разделяющие нас «дисы» (кроме того, который разделяет с «цыплиной» этот оставляйте), и выкидывайте те дисы, шо подозрительно и непонятно пахнут. Выбирайте вместо “цыплин” коней – конь-сенсус, конь-солидацию и конь-структив. Эти довезут.
***
Касательно Кировограда – пока население мечется по супермаркету названий в выборе от Златополья до Елисаветграда, хочу напомнить, что на территории Кировоградской области находится уникальный памятник природы, истории, литературы и кинематографа – Черный Лес.
То самое «Чернолесье», которое из готских легенд под названием Мирквуда (в различных вариантах написания) попало в «Старшую Эдду», а оттуда расползлось по сагам и сказкам чуть ли не всей Европы. А в итоге всплыло в творчестве Толкиена, в виде Лихолесья, где пауки заматывают деликатесных гномов в паутину для длительного хранения. Ото воно и есть, между прочим, той самый Мирквуд. Это единственная локация из саги Колец, чей географический прототип совершенно точно определен и подтвержден документально.
Лес, конечно, поменьше стал, и пауков нет, но волшебное болото все так же находится в его центре, а вместо пауков с выпученными глазами по его берегам теперь ползают ученые ботаники.
Так что предлагаю рассмотреть варианты Мирквудской области. А в областном центре, Дол-Гулдуре, обязательно должны быть площадь Трандуила, проспект Леголаса и улица Двенадцати эреборских гномиссаров. И никаких при этом большевиков. Предполагаемая карта бывшей Кировоградской области приводится в конце лекции.
***
Чувствую, шо жители Херсона задумчиво потянулись за книжками про Конана-киммерийца…